Наталья Родина

Мастерская увлеченного художника...

Поиск и карта сайта
Декорировать – так с выдумкой!

Блог → МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между  МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО.

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
 появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
 В различных странах стиль модерн называется по разному:

Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия — модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария — еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания — модернизм,
Австрия - Сецессион,
США — Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн. 
"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения. 
Эпоха Серебряного века в русской поэзии — завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн, точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе",
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах — подчеркнутая асимметрия.
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания.
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
 в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром.

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

 Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гипс, являющиеся частью природы.
 Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло, на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик -  символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки,  придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего  пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

Так Ар-нуво связывается с авторами:

дизайна мебели — Эмилем Галле

Камилем Готье,

Михаэлем Тонетом («папа» «венского стула»),

архитектурных объектов —

Густавом Эйфелем,

Антонио Гауди,

Виктором Орта,

живописи —
Густавом Климтом,


Альфонсом Мухой.


В свою очередь Ар-Деко — декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна (или точнее - последствий Ар-нуво).

Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость,

редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром.

А теперь чуть четче...

Ар-нуво – одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы.

Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль».

В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом

смысле – то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию – «Art Nouveau».

Ар-деко – 1925 -1940 гг.  –  происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes –

где были представлены новые работы европейских дизайнеров – пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны.

Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы. 

Для Ар-Нуво источниками поиска идеи были:
- готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт»,
- искусство современной ему Японии, 
- отчасти Древний Египет
- народное искусство – причем влияние последнего очень и очень велико – до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал  выражением

национального возрождения и самоутверждения.

Для Ар-Деко :
– искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах); 
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство  – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.

Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие:
Ар-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно,

соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от Ар-деко.

Ар-нуво по ощущениям — женское, томное, изысканно и мягко эротично. Каждым изгибом орнамента, силуэта, материала.

Посмотрите на примере ювелирных украшений:

Ар-деко - гораздо более стремительно и мужественно, брутально и даже несколько агрессивно сексуально. 


Основополагающий мотив фонтана – полностью укладывается в теорию Фрейда.
 
Краски Ар-нуво – приглушенные, «природные»,  пастельные - за исключением, может быть бело-золотого стиля Сецессиона.


Краски Ар-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса, и прочих художников той поры.

 
В орнаментах Ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов – тех, что растут прямо тут, под окном у художника. 
Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.
 
Ар-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Ар-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.
 
Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу – лань  (сказывается влияние Месопотамии).
 
Женщины Ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос – вообще фирменный знак стиля.

И, кстати, создается впечатление что все они – высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши – это в лучшем случае.


Женщины Ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой,

здоровой полнотою – тоже крепкой и звенящей.


Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию. 


Ар-деко строит орнаменты из простых фигур – квадратов, кругов, треугольников – и даже листья и цветы максимально геометричны.


 
Предметный мир Ар-нуво крайне нетехнологичен –  насыщенный декор и обилие плавных тягучих линий предполагает ручной труд

высококвалифицированного ремесленника – практически соавтора художника – в этом ар-нуво – достойное дитя «искусств и ремесел». 

Всё носит  отпечаток личности автора – дизайн тотален, вещь из одного комплекта перенесенная в другой интерьер – даже выдержанный

в том же стиле – смотрится чужеродной.  Интерьеры ар-нуво напоминают картинки-пазлы – лишенные одной из своих частей они неполны,

замена – недопустима.
 
Предметный мир Ар-деко  - технологичен, причем совершенство технологии  и  красота материала как такового выходят на первый план. 

Он универсален  и  похож на драгоценные камни в калейдоскопе – их можно комбинировать до бесконечности, каждый раз получая новую

картинку, не уступающую в красоте предыдущей.

Ар-Нуво, так сказать, в картинках:



И Ар-ДЕКО:



А еще, от себя, если захотите проникнуться той эпохой и стилями, то можете посмотреть

"ПУАРО Агаты Кристи" с Дэвидом Суше

или "Дживс и Вустер" - это просто кино-музеи стиля!!!!!!!!!!!!

Невообразимая красота деталей и нюансов!!!



Просмотры: 29 919
Понравилась запись? Поделись с друзьями!





Блог

Мастер-классы